Специальные условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.
Согласно части 3 статьи 79 ФЗ № 273 под специальными условиями для получения образования обучающимися с ОВЗ понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя:
- использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания;
- использование специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования;
- предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий;
- обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ОВЗ.
В соответствии с данной статьей органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования с учетом рекомендаций ПМПК, а для инвалидов - в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида организуется обучение названной категории обучающихся, включая создание специальных условий в общеобразовательных организациях, реализующих как основные общеобразовательные программы, так и адаптированные основные общеобразовательные программы, как в отдельном коррекционном классе, так и совместно с другими обучающимися.
Необходимость создания образовательных условий для ребенка с ОВЗ фиксируется в рекомендациях ПМПК в соответствии с приказом Минобрнауки России от 20 сентября 2013 г. № 1082 "Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии".
Зачисление в образовательную организацию детей с ОВЗ регламентируется порядком приема граждан на обучение пообразовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказомМинистерства просвещения РФ от 02.09.2020 г. № 458, и осуществляется на основании личного заявления родителя (законного представителя) ребенка и заключения, и рекомендаций ПМПК.
В рекомендациях ПМПК должна быть определена:
- образовательная программа (основная образовательная программа начального, или основного, или среднего общего образования; вариант адаптированной основной образовательной программы начального, или основного, или среднего общего образования - ч. 2 ст. 79 ФЗ № 273; вариант адаптированной основной общеобразовательной программы обучающегося с умственной отсталостью; адаптированная образовательная программа или специальная индивидуальная образовательная программа развития, учитывающая особенности психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию обучающегося с ОВЗ, в том числе с умственной отсталостью, - п. 28 ст. 2 ФЗ № 273);
- форма получения образования;
- необходимость периода динамического наблюдения;
- направления работы специалистов сопровождения (учитель-логопед, педагог-психолог, специальный психолог, учитель-дефектолог (олигофренопедагог, сурдопедагог, тифлопедагог);
- условия прохождения государственной итоговой аттестации и др.
Заключение ПМПК ребенка с ОВЗ, как и индивидуальная программа реабилитации ребенка с инвалидностью, для родителей (законных представителей) носит заявительный характер (они имеют право не представлять эти документы в образовательные и иные организации). Вместе с тем представленное в образовательную организацию заключение ПМПК и/или ИПР является основанием для создания органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, и/или органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, образовательными организациями, иными органами и организациями в соответствии с их компетенцией условий для обучения и воспитания детей.
В соответствии с частью 11 статьи 13 ФЗ № 273 Минобрнауки России утверждены порядки организации и осуществления образовательной деятельности и устанавливаются требования к организациям, осуществляющим образовательную деятельность по основным общеобразовательным и дополнительным общеобразовательным программам, в том числе в части получения образования детьми-инвалидами и обучающимися с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья:
- по основным общеобразовательным программам различного уровня и (или) направленности - приказ Министерства просвещения РФ от 28 августа 2020 г. № 442 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования", регламентирующий особенности организации образовательной деятельности для инвалидов и лиц с ОВЗ;
ФЗ № 273 выделил некоторые особенности при реализации вышеуказанных образовательных программ. В частности, ч. 3 ст. 55 определяет особый порядок приема детей на обучение по рассматриваемым программам: только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций ПМПК.
Для отдельных категорий лиц, обучавшихся по адаптированным основным общеобразовательным программам, предусмотрен особый порядок выдачи документов об обучении. В части 13 ст. 60 ФЗ № 273 указано, что "лицам с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющим основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным программам, выдается свидетельство об обучении по образцу и в порядке, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования".
Следует отметить, что адаптированные основные общеобразовательные программы являются предметом государственной аккредитации.
В соответствии со статьей 16 ФЗ № 273 предусмотрена возможность реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, в том числе для детей-инвалидов и детей с ОВЗ. Порядок применения дистанционных образовательных технологий утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 23 августа 2017г. N816 "Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ". Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
В МБОУ «Теренсайская СОШ им. И.Ф. Павлова» специализированный учет инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья проводится на этапах их поступления и обучения в школу. Для организации информационной открытости для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья на сайте создан специальный раздел «Доступная среда», официальный сайт адаптирован для лиц с нарушениями зрения (слабовидящих);
В школе создана универсальная безбарьерная среда дляинклюзивного образования детей-инвалидов и обучающихся с ОВЗ.
Специально оборудованные учебные кабинеты
Объекты для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В МБОУ «Теренсайская СОШ им. И.Ф. Павлова» созданы условия не только для получения обучающимися основ теоретических знаний по предметам учебного плана, но и для получения ими практических навыков.
В учебных кабинетах собран методический, дидактический и раздаточный материал, имеются компьютер, мультимедийный проектор, документ-камера, интерактивная доска. Для проведения практических и лабораторных работ кабинеты физики и химии оснащены электронным оборудованием. В компьютерном кабинете имеются 12 ПК с выходом в интернет.
Библиотеки, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Библиотека предназначена для самостоятельной работы с учебно-методической литературой. В библиотеке МБОУ «Теренсайская СОШ им. И.Ф. Павлова » обучающиеся могут подготовиться к проектной деятельности, подобрать информацию для рефератов и докладов. В школьной библиотеке имеется компьютер, принтер.
Библиотечный фонд – 17809 книг.
Школьный комплект учебников на 2020/2021 учебный год– 3254 книг.
Федеральный перечень учебников на 2020-2021 учебный год - имеется
Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Физическое воспитание обучающихся организуется и проводится в форме учебных занятий (уроков) и физической тренировки или спортивных игр в процессе учебной и внеурочной деятельности. Для развития физической культуры и спорта школа располагает спортивным залом с набором спортивного (в т.ч. игрового) оборудования и инвентаря. Оснащенность спортивным инвентарем и оборудованием реализуется в полном объеме по всем разделам учебных программ по предметной дисциплине "Физическая культура".
Во дворе МБОУ «Теренсайская СОШ им. И.Ф. Павлова» расположена спортивно-игровая площадка, используемая для проведения игр на свежем воздухе.
Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В МБОУ «Теренсайская СОШ им. И.Ф. Павлова» разработана:
· Адаптированная основная общеобразовательная программа основного общего образования для МБОУ «Теренсайская СОШ им. И.Ф. Павлова» с легкой умственной отсталостью (вариант 7.3; вариант 7.4: вариант 2; вариант 3)
· Адаптированная основная общеобразовательная программа основного общего образования для МБОУ «Теренсайская СОШ им. И.Ф. Павлова» с умеренной умственной отсталостью.
Для охраны здоровья обучающихся в школе используются здоровьесберегающие технологии, различные приемы и методы обучения, направленные на сохранение здоровья обучающихся.
100% педагогов МБОУ «Теренсайская СОШ им. И.Ф. Павлова», работающих с обучающимися с ОВЗ, прошли курсы повышения квалификации по работе с детьми с ОВЗ.
В МБОУ «Теренсайская СОШ им. И.Ф. Павлова» создан психолого-педагогический консилиум.
Для каждого обучающегося с ОВЗ разработана карта психолого – педагогического сопровождения.
Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации
В здание образовательной организации обеспечен доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья при помощи кнопки вызова, находящейся в зоне доступа и расположенной у центральной входной двери в Учреждение.
Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов и лиц с ОВЗ обеспечен посредством предоставления сопровождающего лица.
Обучающимся с ограниченными возможностями здоровья в МБОУ «Теренсайская СОШ им. И.Ф. Павлова» предоставлено бесплатное двухразовое питание.
Обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, осваивающим программы начального общего образования на дому, выплачивается ежемесячная денежная компенсация двухразового питания.
В Учреждении организовано питание в соответствии с примерным 10-дневным меню. Питание обучающихся осуществляется в соответствии с действующими СанПиН 2.3/2.4.3590-20«Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения», утвержденными постановлением главного санитарного врача от 27.10.2020 №32.
В школе создаются условия охраны здоровья инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вопросы питания находятся на постоянном контроле администрации МБОУ «Теренсайская СОШ им. И.Ф. Павлова»: ежедневно проводится отбор суточных проб готовой продукции, проверяются сроки реализации скоропортящихся продуктов и условия их хранения, ведутся журналы бракеража готовой продукции и скоропортящихся продуктов.
Приём пищевых продуктов и продовольственного сырья производится при наличии соответствующих документов (удостоверений качества, сертификатов соответствия, деклараций о соответствии, документов ветеринарно - санитарной экспертизы), подтверждающих их качество и безопасность. Все указанные документы хранятся до окончания использования продуктов. Результаты проверки поступающих продуктов заносятся в журнал бракеража сырой продукции. Продукты, не имеющие маркировку, не принимаются.
Ежедневно:
-осуществляется контроль за технологией приготовления пищи,
- проводится осмотр сотрудников пищеблока на наличие гнойничковых заболеваний и регистрация результатов осмотров в журнале здоровья работников пищеблока,
- проводится контроль санитарного состояния пищеблока, качества мытья и хранения посуды.
Проводится анкетирование учащихся и их родителей (законных представителей) по вопросам удовлетворенности питанием.
Пищеблок школы осуществляет производственную деятельность в полном объёме 5 дней – с понедельника по пятницу включительно.
Классные руководители сопровождают обучающихся в столовую.
Столовая расположена на 1 этаже.
Ширина дверного прохода обеспечивает движение кресла-коляски совместно с обучающимся.
Здание организации оснащено противопожарной сигнализацией, системой аварийного освещения, «тревожной кнопкой». В здании имеются в наличии необходимые средства пожаротушения.
Для медицинского обслуживания обучающихся заключен договор с лечебно-профилактическим учреждением ГБУЗ «Адамовская РБ». « О совместной деятельности по медицинскому обслуживанию учащихся МБОУ «Теренсайская СОШ им. И.Ф. Павлова» Обслуживание ведется медсестрой фельдшерско-акушерского пункта п. Теренсай в специально отведенной комнате профилактического осмотра.
Основным направлением работы являются профилактические осмотры школьников. Основная цель профилактической и оздоровительной работы в школе в оценке влияния школьной программы, организации режима и условий обучения и воспитания в школе на здоровье учащихся, а также в определении эффективности проводимых мероприятий, направленных в первую очередь на укрепление здоровья детей.
Основные сведения о состоянии здоровья учащихся медсестра получает в результате углубленных медицинских осмотров детей. Углубленный медицинский осмотр проводится врачами районной поликлиники ежегодно. Профилактические осмотры декретированных возрастов осуществляется специалистами, утвержденных приказом главного врача поликлиники по графику.
Данные осмотров регистрируются в индивидуальные карты развития школьников. В классных журналах фиксируются результаты углубленного осмотра, где указываются группа здоровья, медицинская группа по занятиям физкультурой в школе.
Ведётся мониторинг состояния здоровья учащихся. Если при углубленном осмотре у учащихся выявлены отклонения, требующие консультации специалиста, то они направляются к данному специалисту.
Одно из ведущих направлений работы медсестры – иммунопрофилактика инфекционных заболеваний. Вакцинация учащихся проводится согласно годовых и месячных планов.
В МБОУ «Теренсайская СОШ им. И.Ф. Павлова» используются здоровьесберегающие технологии, направленные на полноценное физическое развитие детей, их оздоровление, профилактику заболеваний.
Специальные условия охраны здоровья
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Доступ к информационным системам, в том числе и к сети Интернет, осуществляется с помощью широкополосного подключения со скоростью до 20 Мбит/с, защищенного системой контент-фильтрации для ограничения доступа детей к информации, наносящий вред здоровью обучающихся.
На официальном сайте школы создан раздел "Доступная среда", предусмотрен просмотр школьного сайта в режиме "для слабовидящих".
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования
Наличие условий для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат
Общежитие и интернат в школе отсутствует
Количество жилых помещений в общежитии, интернате, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Общежитие и интернат в школе отсутствует